В.И.Жиглов
Ведические истоки Каббалы
и о надуманности существования Духовных «оксюморонов»
Об авторе
Валерий Иванович Жиглов – кандидат биологических наук, доктор философии, академик Международной Академии «Информация, связь, управление в технике, природе и обществе», Кавалер Международного Ордена «Полярная Звезда» (Pole Star) «За личный вклад в Мировую науку и популяризацию научных знаний», лауреат медали имени И.И.Мечникова Российской Академии Естественных Наук «За практический вклад в укрепление здоровья нации», лауреат медалей имени К.Э.Циолковского, имени академика АН СССР М.В.Келдыша и имени летчика-космонавта СССР Ю.А.Гагарина Федерации Космонавтики России «За заслуги перед отечественной космонавтикой», обладатель Почетных нагрудных знаков «Изобретатель СССР» и «Ветеран космонавтики России», действительный член Русского географического общества, автор свыше ста научных работ, нескольких десятков научно-популярных статей и ряда монографий.
«Неведомым, невообразимым для нас путем
Каббала сведет воедино
все высшие достижения
величайших Мистических традиций,
дабы вручить человечеству то,
без чего оно не вынесет
предстоящих ему испытаний
и не сможет приготовиться к новому,
небывалому и поистине чудесному рассвету,
который предвидели Пророки многих религий»
Эндрю Харвей
Вступительное слово к книге «Зогар»
Согласно существующим предсказаниям, одним из символов наступления Нового Времени явится то, что Каббала станет доступной не только всем взрослым людям, но даже и детям, которые начнут изучать и понимать ее еще в детском возрасте.
Длительный период времени это Духовное Учение хранилось в глубокой тайне и тщательно оберегалось от всех посторонних людей, передаваясь только устно от учителя к ученику при его посвящении. Но сегодня настало время, когда эти древние скрытые Знания становятся доступными.
Из эзотерической литературы нам известно, что Моисей разделил свое Учение на две части, соединив их третей.
Первая часть состоит из Священного писания, которая названа «Тора». Вторая часть словесная, служит пояснением или толкованием первой, она разделена на «Мишму» и «Гемару», из которых составляется «Талмуд». И, наконец, третья часть является связующим сводом правил, служащих для добросовестного сохранения первых двух частей.
Эта самая тайная часть Духовного Учения, важнейшим классическим текстом которого является «Сефир Хазохар» – Книга Блеска, написанная приблизительно в 100 году н.э. Следующая книга – «Зогар» - Книга Сияния. Это Мидраш или образный комментарий к Торе, написанный в более позднее время и ставший популярным в XIII веке в Испании. Это Духовное Учение содержит также дополнение в виде Карт Посвященных «Таро» и «Ключиков», которые все вместе образуют Каббалу.
«Зогар» - это краеугольный камень Каббалы. Он написан на своеобразном, многозначном, полифоническом арамейском языке. Это одновременно и комментарий к Торе, и лирическое описание, и умозрительное размышление, и прозрение, и своего рода мистический роман.
Воистину «Зогар» - самая великолепная хвала Священному воображению во всех его ипостасях, пробуждающая в нас восприимчивость ко всевозможным формам Откровения. И такое же динамическое равновесие между постижениями древней мудрости и новыми открытиями, такое же почтение к традиции в сочетании с самым смелым новаторством вы найдете во всех самых возвышенных и утонченных образцах Каббалистических писаний.
Вот что пишет Михаэль Лайтман в своем монументальном труде «Книга Зоар». (В повествовании сохранена изначальная орфография написания слов, взятых из цитируемых источников. В данном тексте слово «Зоар» пишется без буквы «г». Но если придерживаться фонетики произношения русского языка, то необходимо писать слово «Зохар» через букву «х», так еврейская буква «хе» будет правильно воспроизведена в произношении. – Примеч. автора).
Известно, что Каббала является тайным Учением. Именно ее скрытность послужила поводом для возникновения вокруг Каббалы множества легенд, фальсификаций, досужих разговоров и выводов. Лишь в конце ХХ века Каббала стала открыто распространятся по миру.
Каббала не является религией. Каббала – это наука управления нашей судьбой, оперирующая только Духовными понятиями, происходящими неощутимо для наших пяти чувств и находящимися вне их в Высшем мире. Это глубочайшие Знания Основ Мироздания, его Законов, методики познания мира и постижения главной цели Творца.
Каббала скрывалась от людей и ждала, когда разовьется основная часть человечества до такого уровня, что сможет принять Каббалистические Знания и правильно распорядиться ими. И тогда люди будут готовы представить себе Высший мир, как мир сил, силовых полей, мир Высшей Материи. Вот этим-то миром сил, мыслей и оперирует наука Каббала.
Для описания Высшего мира и его неощутимого пространства в Каббале используются слова нашего мира потому, что в Высшем мире нет названий. Но поскольку оттуда, как из корня ветви, нисходят силы, рождающие в нашем мире объекты и действия, то для отображения этих корней, объектов и сил Высшего мира, применяются названия ветвей, их следствий и действий нашего мира. Такой язык называется «язык ветвей». На нем написана вся Библия и многие другие книги Святого писания. Все они описывают Высший мир, а не историю какого-то народа, как может показаться из буквального понимания текста.
Поэтому, желающему, войти в ощущение Высшего мира, ни в коем случае нельзя понимать тексты буквально, иначе он останется в своем понимании на уровне этого мира. Только используя осознанный язык ветвей и Духовную интерпретацию слов Святого писания, человек начинает ощущать Высший, Вечный мир.
Сравнительно недавно вышла в свет книга Зогар ( Пер. и комм. Д.Мэтта. - М.: София, 2003). Несмотря на все достоинства данного издания, комментатор священного текста Даниель Мэтта допускает серьезную оплошность, о которой и пойдет речь в нашей статье.
Так в третьем разделе данной книги, посвященной Творению Бога, сказано:
«Искра непроницаемой тьмы изошла
в Сокровенности Сокровенного
от головы Беспредельного,
облако тумана, обретающее форму
в бесформенности, изверглось кольцом –
ни белым, ни черным, ни красным, ни зеленым,
вовсе не имеющим цвета.
Из глубины той искры устремился поток,
Рассеивающий цвета внизу,
сокрытый в Сокровенности Тайн Эйн Соф…
Затем Начало это расширилось,
Воздвигнув себе Дворец, достойный славной хвалы.
Там Оно посеяло Семя –
Плодоносить на благо Мирам»
Даниель Мэтта комментирует это Откровение следующим образом:
«В этом фрагменте раскрывается смысл первой строки Книги Бытия. Оксюморином “Искра непроницаемой тьмы” описывается первый толчек эманации Беспредельного, положивший начало процессу Творения. Искра эта сияет так ярко и мощно, что ее невозможно увидеть».
Полностью соглашаясь с комментатором, о сопричастности цитируемого фрагмента данной книги к первым строкам Книги Бытия, я в тоже время не могу согласиться, что данный текст Духовного Учения изложен в оксюморной фрорме. Очевидно, что автор комментария, не осознает полностью всю полноту Откровения данного стиха, скрываемого от непосвященных людей.
Для того, чтобы понять данный текст, и правильно его интерпретировать для более глубокого осознания Всемирных Законов Мироздания, необходимо обратиться к древним Ведическим Знаниям, основанным на поклонении непроявленному свету Космического пространства, а также к достижениям современной науки.
О важной роли Духовных Учений древности в познании Всемирных Законов Мироздания указывают также в своем научном труде А.Г.Виноградов и С.В.Жарникова (Веда – значит Знание. В поисках утраченных Истин. Вологда, 1997).
Они пишут о том, что, возвращаясь к идее первоосновы материальной Вселенной, которую Махабхарата называет «Вечным Брахмой» или «подлинным Светом, чудесным и не представимым, вездесущим, тем, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального», мы должны отметить, что эта же идея некого «сверх Света» как первоосновы строения материальной Вселенной, была и у древних египтян. Так в тайном (эзотерическом) культе Осириса — умирающего и оживающего Бога — его называют "одетым в абсолютно черное" и утверждают, что только тот, кто постигнет Свет абсолютной тьмы, более быстрый, чем Свет Солнца и Звезд, тот узнает тайну вечного возрождения материи.
В восточнославянском дохристианском миропонимании остались реликты этих представлений. Так в "Слове о твари и о днии рекомом неделе" XII—XIII вв. говорится о том, что язычники посвящают седьмой день недели - воскресенье — Свету, которые они считают воплощением бога Рода (аналога Осириса и Брахмы, суда по христианским поучениям против язычества). Причем поклонялись они в этот день не Солнцу, а Свету, не имеющему видимого источника, "неосяжаемому и неисповедимому", как эманация божества, творящего мир. Именно этот Свет и был предметом поклонения средневековых русских язычников и, соответственно, объектом обличений церковников.
Надо сказать, что идея такого света была еще жива и в раннехристианских сочинениях, у византийских мыслителей IV—V вв. Так Псевдо-Дионисий в V в. определяет бога-Творца как "сверхсветлый Свет", или, еще точнее "сверхсветлую тьму".
Так что же это за "Свет быстрее света Солнца и Звезд", "неуловимая причина реального и нереального", для которого Солнце только "вещь", в которой он приобретает видимое воплощение?
Здесь имеет смысл обратиться к мысли, высказанной Исааком Ньютоном еще 300 лет назад в письме Бентли:
"Чтобы тяготение было прирожденно и присуще, свойственно материи в том смысле, что одно тело могло бы действовать на другое на расстоянии через пустое пространство, без посредства чего-либо, при помощи чего и сквозь что могло бы передаваться действие и сила от одного тела к другому, мне кажется таким абсурдом, что, я думаю, ни один человек, способный философски рассуждать, не впадет в него. Тяготение должно производиться агентом, обнаруживающим свое непрерывное влияние на тела по известным Законам; но материален этот агент или не материален? Этот вопрос и представляется оценке моих читателей"
В XIX столетии Лесаж высказал предположение о существо¬вании в Эфире потоков гипотических лесажонов, которые при эк¬ранировании их Небесными телами создают гравитационные эффекты. В. Н. Демиденко в 1980 году высказала мнение, что частицы Лесажа находятся в субмикромире, то есть относятся к сверх¬элементарным частицам.
В 1956 г. американские ученые Рейс и Круэн эксперимен¬тально обнаружили элементарную частицу нейтрино, теорети¬чески предсказанную швейцарским ученым Вольфганом Паули в 1931 году.
А российские ученые А. Е. Ходьков и М. Г. Виноградова вы¬сказали гипотезу о фундаментальной роли нейтрино в создании гравитации, инерции, массы, прочности вещества и участии ее в других природных процессах.
Как пишут М. Г. Виноградова и А. Е. Ходьков: "Идеи Лесажа получили свое развитие в трудах отечественных и зарубежных ученых современности, например они, отражены в работах В. Н. Демиденко, Тойво Яаккола, ранних работах А. Е. Ходькова". Они подчеркивают, что "рассматриваемая проблема может быть отнесена к стержневым проблемам естествознания, так как ее решение базируется на признании фундаментальной роли "агент невидимой Вселенной" — нейтрино ---- в создании гравитации, инерции, массы и участии в других природных процессах. Итак, речь снова идет о нейтрино, о той самой частице, с которой связаны наиболее значительные открытия в физике микромира последних лет".
После десятилетий абсолютного господства релятивистской теории, в 1965 году два молодых радиоинженера Пензиас и Вильсон открыли существование фонового излучения Вселенной, а в 1970 году обнаружили, что Земля и вся Солнечная система как бы движутся в этом фоновом излучении. В 1978 году за это выдающееся открытие ученые получили Нобелевскую премию. А в 1984 году австрийский физик, болгарин по рождению, Стефан Маринов экспериментально доказал, что "Светоносный Эфир" и связанное с ним "пространство Ньютона" существуют.
Если обратиться к работам Мартина Мюллера, то можно убедиться в некотором сходстве, существующем между двумя «единственными типами без массовых квантов – фотонами и нейтрино: конфигурация одинокого Гауссова вихря вакуума в пространстве оказывается справедливой для нейтрино так же, как и фотона». Из анализа микроволновых экспериментов автор показывает, что волны фотонного типа, обычно поперечно поляризованные, могут быть конвертированы в волны нейтринного типа, преимущественно продольно поляризованные, и наоборот. Например, продуцируемые в ядерных реакциях нейтрино способны скручиваться в фотонную конфигурацию даже от частоты гамма-излучения внутри активных Звезд.
Мюллер определяет нейтринный вихрь состоящим из перераспределенного тока, генерирующего магнитное поле точно такой силы, как если бы один элементарный заряд вращался со скоростью света.
Еще Максвелл в 1873 году ставил вопрос о подтверждении или отрицании существования продольных колебаний в вакууме. В дальнейшем высказывания Максвелла о продольных волнах были забыты и в электродинамике установилось прочное мнение о возможности существования в вакууме только поперечных волн. Последние достижения в области квантовой механики опровергли это мнение и привели к выводу, что скалярный и векторный потенциалы являются фундаментальными величинами. Так в работе К.П.Бутусова получено, что полная система уравнений Максвелла – Лоренца содержит уравнение с ориентацией вектора-потенциала параллельно вектору скорости волны, как и у продольной волны.
Из цитируемых источников необходимо обратить особое внимание на высказывание Мартина Мюллера о том, что кванты фотонного типа, обуславливающие видимый свет, могут быть преобразованы в кванты нейтринного типа, и наоборот! Если учесть, что согласно Духовным Учениям древности весь наш видимый материальный мир происходит от преобразования фотонов видимого света в физическую плотность химических элементов, то можно сделать определенный вывод о теоретическом обосновании одновременного сосуществования двух параллельных миров.
Так называемый, «Духовный Мир» будет пребывать в нейтринном мире, имеющем поперечную волновую поляризацию, а наш видимый физический мир - в фотонном мире, имеющем продольную волновую поляризацию, при этом оба этих мира по отношению друг к другу будут оставаться как бы совершенно прозрачными!
Так же как наш видимый физический мир, беспрепятственно преодолевая заполненное Эфиром Межзвездное Космическое пространство, очень незначительно взаимодействуя с ним, так же и невидимый «Духовный Мир» беспрепятственно проходит, в другой колебательной плоскости, наш физический мир и практически не взаимодействует с ним. То есть эти два параллельных мира существуют как бы независимо друг от друга, но в то же время, при определенных условиях, эти два мира могут взаимно преобразовываться друг в друга.
Чтобы лучше понять, как все это происходит, представим себе, что этих два параллельных мира находятся в двух перпендикулярных колебательных плоскостях с непересекающимися волновыми амплитудами, и именно поэтому они могут оставаться совершенно прозрачными по отношению друг к другу.
Параллельное существование этих двух миров можно так же условно представить в виде обыкновенной воды, находящейся в различных фазах своего существования. Так при минусовой температуре вода отвердевает и как бы символизирует наш видимый физический мир. Однако при более высоких температурах она переходит в жидкую текучую фазу, а, испаряясь – становиться абсолютно прозрачной и как бы символизирует невидимый «Духовный Мир», хотя при этом она и не утрачивает своей материальности. Но стоит измениться атмосферному давлению и температуре, как испарившаяся вода снова конденсируется в мельчайшие частицы, видимые в виде облаков, которые затем потоками дождевых капель изливаются на Землю, а при еще большем понижении температуры, вода вновь отвердевает и превращается в лед. Как говорится – круг замкнулся!
Или как знать, может быть, после смерти наша Духовная сущность так же пребывает в этом параллельном мире, о котором знаем мы так мало?
Следует отметить, что в древних Духовных Учениях потоки нейтрино в Информационно-гравитационном поле Вселенной именуются «Светом сверх светлой тьмы», «Искрой непроницаемой тьмы» и другими поэтическими эпитетами.
Вот как об этом в поэтической форме поведано в иудейском Духовном Учении «Зогар» - Книге Сияния:
«Искра непроницаемой тьмы изошла
в Сокровенности Сокровенного
от головы Беспредельного»
Далее в тексте этого священного писания сказано:
«Свет, сотворенный Богом в акте творения,
Осиял всю Вселенную от края до края и был сокрыт».
«Если бы Свет был сокрыт совершенно,
Мир бы не простоял бы и мгновения!
Вернее, что он сокрыт и посеян, как семя,
И приносит семена и плоды.
На том держится мир.
Каждый день луч от Света того
Озаряет мир, оживляя все сущее;
Тем лучем Бог питает мир».
«С того первого дня Свет этот
Ни разу не открывался полностью,
Но он дает миру жизнь,
Каждый день, повторяя акт творения».
Так что же это за "невидимый агент", от которого все зависит во Вселенной?
Именно вездесущие потоки невидимого нейтрино пронизывают всю Вселенную, «как вода решето» и являются началом всех начал, именно они стоят у истоков материи и именно для них Солнце — только вещь, в которой они обретают зримое воплощение.
Вот мы и пришли к тому, о чем тысячелетия назад знали наши предки, - к «подлинному Свету, чудесному и непредставимому, вездесущему, скрытой и неуловимой причине реального и нереального», к «одетому в абсолютно черное» Свету быстрее Света Солнца и Звезд, к «сверхсветлому Свету», или «сверхсветлой тьме».
Воистину, все новое – лишь хорошо забытое старое! Но как хорошо, что приходит время, и мы все-таки вспоминаем.
В заключении следует также отметить, что юмористическая интерпретация непонятной Духовной терминологии, в особенности, пришедшей в лексикон народов из других Религиозных Учений, широко распространена в наши дни среди необразованных людей. В качестве примера можно указать следующее. Так, взятая из Каббалы сефирота Хокма или Хохма, послужила основой для выражения: «Послушай, какую я тебе расскажу хохму!», то есть, забавную, юмористическую историю. Или же начало Книги Бытия: «Берешит или Брешит» явилось основой выражения: «Во брешит!», то есть, говорит не правду.
Но совершенно является недопустимым и даже оскорбительным, отзываться, подобным образом, в комментариях к священным книгам в юмористической форме по отношению к древним Духовным Учениям других Религиозных конфессий! И если мы действительно, не на словах, а на деле, стремимся к «сведению воедино всех высших достижений величайших Мистических традиций», то нам не следует пренебрегать более тщательным изучением всех других древних Духовных Учений, для того, чтобы в дальнейшем избегать подобных казусных случаев, использования от незнания, «оксюморной» интерпретации священных текстов.
Литература
1. Аристотель. АН СССР Т.3. Институт философии. – М.: Мысль, 1981.
2. Ацюковский В.А. Общая эфиродинамика. - М.: Энергоатоммашиздат, 1990.
3. Ацюковский В.А. Эфирный ветер. – М.: Энергоатоммашиздат, 1993.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. Российское библейское общество. – М., 1996.
5. Богданов И. Веркович и «Веда Словена». - М.: София, 1992.
6. Борн М. Атомная физика. – М.: Мир, 1967.
7. Бутусов К.П. Проблемы пространства и времени в современном естествознании // Проблемы исследования Вселенной. СПб.: СПб АН – ТНЦ СО АН СССР. Вып. 15.
8. Бычков А.А. Энциклопедия языческих Богов. Мифы Древних Славян. – М.: Вече, 2001.
9. Виноградова М.Г., Ходьков А.Е. Невидимая Вселенная: О роли нейтрино в гравитации и инерции. Новые идеи в естествознании. – СПб.: РАН, 1995,
Вып. 18.
10. Виноградов А.Г. и др. В поисках утраченных истин. - Вологда, 1997.
11. Галилей Г. Избр. Соч. – М.: 1964.
12. Демиденко В.Н. Эфир Лесажа и структура элементарных частиц. Известия ВУЗов. Физика. 1980. N 11.
13. Дэвис П. Случайная Вселенная. М.: Мир, 1985.
14. Ефимов А.А., Шпитальная А.А. К вопросу о движении Солнечной системы относительно фонового излучения Вселенной. // Проявление Космических факторов на Земле и Звездах. – М. – Л., 1980.
15. Жиглов В.И. Живой Энергетический Кристалл и его роль в формировании Духовной Сферы. – СПб.: Вестник № 4 Международной Академии МАИСУ, 2003.
16. Жиглов В.И. Закон Всемирного тяготения в свете древних Знаний. Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Международная Академия МАИСУ, 2004.
17. Жиглов В.И. Антропогенез Тайной Доктрины. Материалы научно-практической конференции. СПб.: Международная Академия МАИСУ, 2005.
18. Жиглов В.И. Дети Света или Кто мы есть, Откуда пришли и Куда идем. - СПб.: Петрополис, 2005.
19. Жиглов В.И. Материален ли Эфир или из чего состоит Метафизическая Материя? Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Международная Академия МАИСУ, май, 2006.
20. Жиглов В.И. Магический Конструктор Мироздания, или Закон незавершенной симметрии. – СПб.: Астерион, 2006.
21. Зельдович Я.Б. Теория вакуума, быть может, решает загадку Космологии. // Успехи физических наук. 1981. Вып. 3. Т. 113.
22. Зогар. Пер. и комм. Д.Мэтта. - М.: София, 2003.
23. Козырев Н.А. О воздействии времени на вещество. // Физические аспекты современной астрономии. – Л., 1985.
24. Коэн Шошанна. Каббала за 10 минут. - М.: Рипол классик, 2005.
25. Курс энциклопедии Оккультизма. – М.: Энигма, 2003.
26. Лайтман Михаэль. Кабала. - Новосибирск: Интербук, 1993.
27. Лайтман Михаэль. Книга Зоар. Каббала. - М.: НПФ «Древо Жизни», 2003.
28. Лузин Б.А. Эфир и Мироздание, или конец релятивизму. – Пермь, 2003.
29. Маринов С. Оптические измерения абсолютной скорости Земли. // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. – Л., 1991.
30. Маринов С. Экспериментальные нарушения принципов относительности, эквивалентности и сохранения энергии. 4.1. – СПб., 1995.
31. Марикушев А.А. Происхождение и эволюция Земли и других планет Солнечной системы. - М.: Наука, 1992.
32. Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Собр. тр. акад. А.Н.Крылова. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1936.
33. Парнет Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной. – СПб.: Амфора, 2000.
34. Папюс. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке. – М.: Рипол Классик, 2003.
35. Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. - М.: Локид-Пресс, 2003.
36. Планк М. Двадцать лет работы над физической картиной мира. // Избр. тр. – М.: Наука, 1975.
37. Прусов П.Д. Явление эфира. – Николаев, 1998.
38. Сахаров А.Д. Вакуумные квантовые флуктуации в искривленном пространстве и теория гравитации. // Доклады АН СССР. 1967. Т. 177. N 1.
39. Славяно-Арийские Веды. Древняя Вера Славянских и Арийских народов. – Омск: Аркор, 2000.
40. Славянские Веды. Перевод А.И.Асова. - М.: Фаир-Пресс, 2003.
41. Свято-Русские Веды. Книга Велеса. Перевод А.И.Асова. - М.: Фаир-Пресс, 2005.
42. Ткаченко О.С. Триединство // Русская мысль. N3, 1993.
43. Физический Энциклопедический Словарь. Гл. редактор А.М.Прохоров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1984.
44. Ходьков А.Е. Две проблемы теоретической геологии. - Пермь: Веда, 1999.
45. Ходьков А.Е., Виноградова М.Г. Основы Космологии. О рождении миров, Солнца и Земли. – СПб.: Недра, 2004.
46. Ходьков А.Е., Виноградова М.Г. От атома водорода до Солнечной системы. – СПб.: Недра, 1996.
47. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалической и розенкрейцеровской символической философии. – М. – Новосибирск: Наука; КСП; 1997.
48. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. – М.: МНТЦ ВЕНТ, 1992.
49. Эдуард Шюре. Великие Посвященные. Очерки Эзотеризма Мировых религий. – М.: Сфера, 2004.
50. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Локид-МИФ, 2000.
51. Эйнштейн А. Эфир в теории относительности. // Собр. науч. тр. Т.1. – М.: Наука, 1995.
52. Martin Muller. How Time Dilatation Can Help to Explain the (chemical) Hydrogen Bond Physically. Elsterveg 31. D-72793 Pfullingen, 1994.
53. Martin Muller. The Oscillation Against Sguared – reciprocal Backdriving Force Pfullingen. 1994.
54. Impact and Acceptance of Evolutionary Theory // Britannica: Encyclopedia, CD-ROM. @1996.