Предисловие. Чем полезна читателю эта статья?
Разные области знания дают осадок разной консистенции в головах современного русского человека. Как ни банально, зависит эта консистенция от устройства школьной программы по соответствующему предмету.
Так, литература для среднего образованного человека - набор фамилий (Пушкин, Гоголь, Шекспир), география - набор топонимов (Европа, Волга, Килиманджаро), физика - набор названий явлений (магнетизм, электричество, гравитация, термояд). Системные знания даёт ученикам педагог редкого таланта, поэтому основная разница между осадком от школьных предметов - не различие между большей и меньшей системностью усвоенного, а различие между характером денотатов оставшихся в памяти названий.
В связи с этим, любое сопоставление двух существенно различных областей знаний открывает наблюдающему за таким сопоставлением новые грани обеих сопоставляемых сторон.
В этой статье сопоставлены несколько областей знаний - литература (если быть точным - литературоведение), физика, экономика, техника (инженерно-технические знания) и биология. Автор - изначально специалист в области биологии, поэтому первое из перечисленных наиболее полно сопоставлено с последним.
Одна из особенностей современной школьной биологии заключается в том, что осадок от неё содержит названия ряда высокоабстрактных понятий - это слова "генотип", "фенотип", "эволюция", "естественный отбор", "экологическая ниша" и т.п. Пожалуй, такой же степенью абстракции обладает осадок от цикла математических предметов, меньше - физики, ещё меньше - химии.
При сопоставлении биологии и литературоведения как областей знаний оказывается возможным на доступном материале (т.е. на общеизвестных словах типа "генотип") показать среднему образованному человеку, как устроена литература. При этом нет нужды прибегать к современному концептуальному аппарату филологии (т.е. использовать слова типа "интертекст", "имплицитный читатель" или "коннотация", большинству среднеобразованных людей неизвестные).
Кроме такой дидактической пользы, от статьи может быть польза и общетеоретическая. Биология гораздо в большей степени, чем литературоведение, разделена на специализированные дисциплины, базовые концепци которых не конкурируют между собой, и такая модель сосуществования биологических концепций, будучи применена к литературоведению, позволит точнее определить его предмет.